Понедельник, 06.05.2024, 18:01
Областная общественная организация

Федерация футбола 
Еврейской автономной области
 
Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Главная » 2014 » Июнь » 19 » ГЕННАДИЙ РЮТИН - ЛЕГЕНДА ПРИ ЖИЗНИ
21:44
ГЕННАДИЙ РЮТИН - ЛЕГЕНДА ПРИ ЖИЗНИ

На прошлой неделе не стало известного в прошлом футболиста хабаровского СКА Геннадия Рютина. Геннадия Ивановича еще при жизни называли легендой дальневосточного футбола, ведь уроженец Биробиджана сыграл за армейский клуб 14 (!) сезонов, забив в ворота соперников 92 мяча в 410 матчах. 

Такой результат и для нападающего считается приличным, а для центрального защитника, каковым и являлся Рютин, его можно считать выдающимся. Причем подавляющее большинство своих результативных удач Геннадий добился не за счет игры «на втором этаже» при розыгрышах стандартных положений, что свойственно некоторым игрокам этого амплуа, а прямыми ударами со штрафных или выстрелами с дальних дистанций. И жертвами такого футбольного «коварства» становились отнюдь не новички вратарского дела, а весьма именитые игроки этого амплуа (ведь в пору спортивной молодости Рютина армейцы выступали в первой лиге первенства СССР. - Авт.) - Юрий Сивуха, Александр Ткаченко, Александр Убыкин… А вратарю юниорской сборной страны Сергею Краковскому в 1979 году Геннадий Рютин забил в товарищеском матче (сборная решила сыграть в Хабаровске контрольную встречу перед чемпионатом мира в Японии). Забил практически из центрального круга футбольного поля, ведь талантливый голкипер никак не ожидал подобного нахальства от представителя «провинциального» (по футбольным, конечно, меркам) Хабаровска. 

И все равно слава про самородка-дальневосточника дошла до спортивных столиц не сразу. С фамилией Рютина даже связан небольшой курьез. В какой-то момент в армейской команде Хабаровска оказался и младший брат Геннадия - Виктор (его призвали на воинскую службу). Но тот в составе практически не появлялся, хотя в протокол фамилию «второго» Рютина вносили регулярно. А поскольку Виктор был нападающим, по программкам к матчам в различных городах Союза после того, как Геннадий в одном из сезонов забил 16 мячей (для защитника эта цифра казалась фантастической) стала гулять одна и та же ошибка: дескать, в хабаровском  СКА своей результативностью славится… Виктор Рютин. Природа такой ошибки легко объяснима: в коротких газетных  отчетах фамилии авторов забитых мячей ставились без упоминания имени, и статистики без сомнения записывали эти бомбардирские подвиги на счет нападающего…

Но такие печатные конфузы вскоре прекратились, потому что весть о защитнике-бомбардире распространилась во все города и веси, ведь после дебютного сезона в первой лиге Геннадия включили в символическую сборную этого дивизиона и во вполне реальную сборную РСФСР (она формировалась из игроков первой и второй лиг). 

…Как известно, сначала человек работает на репутацию, а потом уже репутация - на него. Касательно Рютина я в этом убедился в 1990 году в Алма-Ате, когда приехал в столицу Казахстана в составе сборной ветеранов футбола Хабаровска для участия в ответном матче розыгрыша Кубка СССР среди игроков старше 35 лет. Первая встреча с «Кайратом» в Хабаровске завершилась нулевой ничьей, следовательно, любая результативная ничья в Алма-Ате по существующей практике стимуляции активной игры в гостях могла вывести дальневосточников в следующую стадию. Хозяева в тот раз уверенно контролировали ход поединка, но вот гол при этом забили всего один. Этот минимум тоже мог устроить кайратовцев, им лишь требовалось не пропустить. И вот в самой концовке встречи в их ворота назначается штрафной, что называется, с перспективной дистанции. 

К мячу, естественно, подошел Геннадий Рютин, который тоже был в этой поездке. Так вот, живую «стенку», которую выстроили для защиты своих ворот в тот момент алма-атинцы, я не видел ни до этого момента, ни когда-либо после. Проще говоря, в ней оказались все десять полевых игроков «Кайрата»! Еще бы, в рядах этой ветеранской команды было немало тех футболистов, которым довелось противостоять хабаровским армейцам с Геннадием Рютиным в составе и в первой союзной лиге. И, как выяснилось, у них оказалась хорошая память. Отлично помню реплику одного из партнеров, сидевшего вместе со мной на скамейке запасных: «Да это же никакая не стенка, это - Великая китайская стена!». И та сценка, на мой взгляд, была наилучшей иллюстрацией той футбольной репутации Геннадия Ивановича, которую он заработал за время выступления в большом футболе.

Если в этом «цехе» знали о сильных сторонах «игроцкого» дарования Рютина, то некоторые хабаровские болельщики, увы, ведали и о вольном отношении Геннадия и иных его партнеров к спортивному режиму. На эту тему из уст в уста даже передавались различные байки. Например, такая. 

На выезде в перерыве между двумя матчами (в те годы они, как правило, были спаренными - два дома и два в гостях) Рютин с одноклубником  после тренировки в чужом городе заглянул в пивной бар для «релакцсации». А на их беду в то же заведение чуть позже наведались тренер и администратор команды. Увидев их в последний момент, оба игрока рухнули под стол и в этом необычном положении стали умоляюще просить официанток показать им путь к запасному выходу. А то, мол, нам не поздоровится. И по-пластунски преодолели ту, к счастью, короткую дистанцию до спасительного черного хода. 

Было это или не было, судить не нам, ведь те или иные истории с известными людьми со временем становятся своеобразными апокрифами. Но даже если кое-какие проделки в этом духе со стороны Геннадия Рютина были замечены, поклонники его футбольного таланта относились к этому с пониманием, потому что в их представлении уникум из Биробиджана был этаким футбольным Сергеем Есениным: то есть обладал большим талантом, но в быту позволял себе некоторые вольности в стиле «я такой-то озорной гуляка», которые среди простого люда обычно и грехом-то не считаются. А Геннадий Рютин, что называется, академий не заканчивал, да и в армию его призвали, как знали посвященные люди, вовсе  не как футболиста, способного помочь лучшему армейскому клуба Дальнего Востока, а на общих основаниях. И поначалу этот военнослужащий подвизался обычным водителем, и только тренерская прозорливость Бориса Тимофеевича Семенова, случайно увидевшего Рютина на зеленом газоне в какой-то баталии, позволила направить способности этого, несомненно, талантливого парня на служение футболу на долгие полтора десятка лет…

В последние годы Геннадия Ивановича преследовали болезни. Но если в Биробиджан на турниры наведывались ветеранские команды из Хабаровска, неизменно спешил на стадион, чтобы «вспомнить минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». 

…Проводить в последний путь Геннадия Рютина в соседний областной центр приехали почти все его бывшие партнеры по хабаровскому СКА. Из тех, понятно, кто сейчас живет в Хабаровске, потому что о кончине Геннадия Ивановича те, кто с ним играл ранее в одной команде, узнали в последний момент. Но проститься с одной из легенд «футбола их молодости» они все же успели… 
Геннадий МАРТОВ.

Источник: Тихоокеанская звезда

Просмотров: 1192 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Архив записей

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz